Цель и задачи Пенсионного фонда РФ
Пенсионная система — основа социальной политики любого государства, обеспечивающая основные социальные гарантии стабильного развития общества. Пенсионная система одна из составляющих системы социальной защиты, где важнейшую роль играет Пенсионный фонд, главной задачей которого является обеспечение приличного уровня жизни населения. Пенсионные фонды самые крупные из тех, средства которых направлены на реализацию социальных целей. В развитых странах они достигают до 70% объема всех средств, которые направлены на социальные цели, а на долю Пенсионного фонда России приходится почти до 75% денежных средств внебюджетных социальных фондов. В настоящее время, в условиях смешанной экономики Пенсионный фонд призван обеспечить максимально возможную реализацию прав личности на достойную старость.
Необходимость расширения источников финансирования государством социально-экономических нужд повлекла за собой возникновение внебюджетных фондов, за которыми закрепляются доходные источники и средства которых используются на заранее строго установленные цели. Одним из таких фондов стал Пенсионный фонд Российской Федерации, главной целью которого, по мнению В.А. Криулина, является обеспечение выплат ежемесячных пособий и пенсий людям, которые не могут обеспечить своё проживание в силу определённых обстоятельств. Пенсионный фонд Российской Федерации является фондом денежных средств, образованным за пределами федерального бюджета.
Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным социальным внебюджетным фондом, он и его денежные ресурсы находятся в государственной собственности Российской Федерации, при этом данные денежные средства не входят в состав других фондов и в состав бюджетов, не могут использоваться на другие цели и не могут быть изъяты из него.
Главной целью Пенсионного фонда России является обеспечение уровнем заработанным человеком жизненных благ с помощью накопления и перераспределения денежных средств, поэтому данный фонд оказывает несомненное влияние на экономику страны.
Пенсионный фонд является государственной внебюджетной организацией, основная цель которой заключается в управлении средствами, составляющими бюджет пенсионной системы. Кроме основной цели, создание ПФР было необходимо для выполнения следующих задач:
— обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;
— финансирование расходов;
— капитализация собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;
— организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;
— работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;
— осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.
Читайте также: Развитие пенсионного обеспечения в России
НПФ получили по итогам года 60 млрд руб. вознаграждения
По итогам прошлого года вознаграждение негосударственных пенсионных фондов (НПФ) за управление пенсионными накоплениями граждан достигло 60 млрд руб., вдвое перекрыв показатель 2020 года. При этом фонды разнесли по счетам клиентов чуть более 200 млрд руб. Вознаграждения фондов по ОПС являются одними из самых высоких на рынке доверительного управления, что не соответствует статусу обязательного и консервативного инвестиционного продукта, указывают эксперты.
По итогам 2020 года за управление средствами пенсионных накоплений переменная часть вознаграждения (success fee) НПФ составила 31,3 млрд руб., постоянная часть вознаграждения (management fee) — 28,3 млрд руб. Об этом свидетельствуют данные Банка России. В 2020 году суммарный доход НПФ по управлению средствами в рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС) был почти в два раза меньше: success fee — 12,6 млрд руб., а management fee — 20,5 млрд руб. (см. “Ъ” от 17 мая 2020 года).
С 18 марта 2020 года начали действовать новые правила взимания вознаграждения НПФ. Раньше фонды получали лишь 15% от заработанного инвестдохода по пенсионным накоплениям. Теперь они получили право и на management fee, которое составляет до 0,75% от среднегодовой стоимости чистых активов (СЧА) по ОПС. Из этих средств НПФ, в частности, оплачивают услуги управляющих компаний и спецдепозитариев. Также в состав management fee входят отчисления в резерв по ОПС и Агентству по страхованию вкладов (0,149% от СЧА).
По 2020 году удалось увеличить вознаграждение, прежде всего success fee, благодаря тому, что все НПФ показали доходность, опередившую инфляцию, отмечают в ЦБ. Размер management fee, по словам представителя регулятора, увеличился на фоне роста СЧА (объем пенсионных накоплений за год вырос на 263 млрд руб., до 2,86 трлн руб.), «а также за счет различий в базе для расчета: в 2019 году расчет вознаграждения выполнялся за полные 12 месяцев, в то время как в 2020 году — за период с марта по декабрь». При этом взятые фондами в виде вознаграждения 59,6 млрд руб. были предельно близки к максимуму позволенного для НПФ (см. “Ъ” от 28 февраля). По расчетам “Ъ”, доходность НПФ от инвестирования до выплат вознаграждений в 2020 году составила около 10,5% годовых. Согласно данным НПФ, фонды по итогам прошлого года суммарно разнесли по счетам застрахованных лиц 205,8 млрд руб. То есть их средневзвешенная начисленная на счета клиентов доходность составила 8,2% годовых (см. “Ъ” от 16 апреля). В результате за управление доверенными им гражданами пенсионными средствами фонды изъяли у клиентов около 2,3 процентного пункта полученного инвестдохода.
Сергей Швецов, первый зампред ЦБ, 31 января 2020 года
Планируемая доходность в 5% (при инвестициях в ОФЗ.— “Ъ”) — это просто шоколад для пенсионного фонда, который хочет, не очень напрягаясь, получить результат для клиентов
Основные внешние траты НПФ из полученного ими вознаграждения приходятся на услуги управляющих компаний и спецдепозитариев. Согласно оценке “Ъ”, сделанной на основе отчетностей фондов, суммарные расходы на доверительное управление по итогам прошлого года немногим превысили 10 млрд руб. При этом более 80–90% полученных средств, по оценке самих фондов и независимых аналитиков, пришлось на управляющие компании, связанные с НПФ (см. “Ъ” от 30 апреля). Услуги спецдепов стоили менее 2 млрд руб. Остальные общие и административные расходы НПФ, занимающихся ОПС, также были чуть выше 10 млрд руб.
«В рамках рынка доверительного управления вознаграждение НПФ по ОПС является одним из самых больших, сопоставимым с паевыми инвестиционными фондами, считающимися самым дорогим инструментом для клиентов»,— говорит управляющий директор «Эксперт РА» Павел Митрофанов. По данным InvestFunds, среднее вознаграждение за управление большинства фондов облигаций составляет 1,7% от СЧА, по фондам смешанных инвестиций — 3,6%. В то же самое время, по его словам, пенсионный продукт, тем более не добровольный, а обязательный, выполняет социальную функцию, а значит, вознаграждения по нему должны быть «значительно более скромные». Эксперт подчеркивает, что сами фонды вряд ли наложат на себя ограничения по взимаемому вознаграждению, продолжая использовать по максимуму те лимиты, которые для них установил регулятор.
Илья Усов
Гарантированные отчисления
Помимо management fee в размере 0,75% от стоимости чистых активов (СЧА), которое поступает в капитал фонда, из пенсионных накоплений в резерв по ОПС (РОПС) идут обязательные отчисления. С прошлого года они составляют 0,125% от СЧА пенсионных накоплений за исключением средства самого резерва. В 2020 году НПФ вложили в РОПС 4,6 млрд руб. В итоге за счет инвестиционного дохода, а также потерь гражданами пенсионных накоплений в результате досрочной смены страховщиков, необращением правопреемников граждан за деньгами умерших застрахованных лиц эти резервы НПФ на начало второго квартала превысил 87 млрд руб. (см. “Ъ” от 8 мая). Кроме того, НПФ делают взносы в фонд гарантирования пенсионных накоплений Агентства по страхованию вкладов. До 2023 года ставка таких отчислений установлена на уровне 0,025% от СЧА пенсионных накоплений за исключением РОПС. По итогам прошлого года НПФ выплатили в этот фонд 0,6 млрд руб. В сумме из 28,3 млрд руб. постоянной части вознаграждения 5,2 млрд руб. составили отчисления в систему гарантирования.
Илья Усов
Уровни Пенсионного фонда РФ
Пенсионный фонд России осуществляет свою исполнительную деятельность через региональные и местные отделения пенсионного фонда, таким образом, Пенсионный фонд России представляет собой многоуровневую систему с централизованным управлением. Система пенсионного обеспечения в России с точки зрения исполнительных органов управления включает в себя четыре основных уровня:
— федеральный уровень, на котором находится правление Пенсионного фонда России, исполнительная дирекция, а также руководство структурными подразделениями фонда;
— федеральные округа Российской Федерации, на данном уровне находятся структурные подразделения Пенсионного фонда России по федеральным округам;
— уровень субъектов Российской Федерации, на котором располагаются территориальные управляющие органы Пенсионного фонда России по регионам;
— местный и муниципальный уровень управления, на котором находятся органы управления Пенсионного фонда России в районах и городах.
Реальные цифры и расчет зарплаты
В прошлом году средний размер заработных плат работников пенсионного фонда увеличился на 15%. Другими словами, доход работников в данной сфере стал значительно выше среднего по всей стране. Но в реальной жизни размер оклада не превышает 27 000 рублей.
На сегодняшний день самая высокооплачиваемая должность во всем Пенсионном Фонде — это начальник отдела по работе с клиентами. Его оплата труда составляет 28 300 рублей. Оплата труда размером в 25 000 предусмотрена на таких должностях, как заместитель начальника отдела, специалист — эксперт экономического отдела, юрист, главный специалист — эксперт и начальник отдела.
Между их окладами имеется небольшая разница, которая не превышает 200 — 300 рублей. В пределах 16 000 рублей получают ведущий специалист — эксперт, инспектор и программист. Заработная плата в 19 000 рублей предусматривается для старшего специалиста и специалиста — эксперта.
Минимальную оплату труда получают специалист и ведущий специалист. На данное время она составляет всего 14 000 рублей. Но останавливаться на таких доходах система не намерена. В ближайших планах Пенсионного Фонда Российской Федерации увеличение содержания для своих работников.
Размер выделенных денежных средств должен составит около 83 миллиардов рублей. Чтобы рассчитать средний доход работника данной сферы деятельности, необходимо сложить сумму доходов за предыдущий и предшествующий года, затем разделить итог на 731 день (календарные дни за оба года).
Структура Пенсионного фонда РФ
В структуре Пенсионного фонда (рисунок 3) — 84 Отделения Пенсионного фонда в субъектах РФ, включая ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также 2460 клиентских служб в территориальных органах ПФР. В системе ПФР трудится более 100 000 специалистов.
Структура ПФ РФ
По вертикали организационная структура Фонда состоит из трёх уровней, и подчиняется центральному аппарату. В центральный аппарат (первый уровень) входит:
— Правление, в лице Председателя и его заместителей;
— информационный центр, занимающийся персонифицированным учётом и администрированием отчислений;
— ревизионная комиссия.
Читайте также: Структура пенсионной системы РФ
Территориальные подразделения управляются Исполнительной дирекцией. Структурные единицы ПФР представляют собой:
— второй уровень: восемь окружных управлений, по числу федеральных округов;
— третий уровень: 84 отделения, по числу субъектов Российской Федерации, плюс отделение в Байконуре;
— 2460 клиентских подразделений, входящих состав территориальных отделений.
Функции Пенсионного фонда РФ
К социально-значимым функциям Пенсионного фонда РФ можно отнести:
— назначение и выплата пенсий;
— ведение учета средств, поступающих на счета;
— назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.
— взаимодействие со страхователями и работодателями;
— взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;
— оформление и выдача материнских сертификатов;
— выплата средств материнского капитала;
— управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;
— установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;
— реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.
Для полноценного развития пенсионной отрасли государству необходимо не только концентрироваться на том, что происходит внутри его территорий, но и иметь представление об аналогичной деятельности в других странах. Именно с этой целью ПФР в рамках своей компетенции осуществляет партнерство с многочисленными зарубежными организациями.
Дискуссия о повышении пенсионного возраста
Весной 2020 года обсуждались планы по сокращению дефицита бюджета фонда за счет повышения пенсионного возраста, отмены выплат работающим пенсионерам и др. способов. 29 января 2020 года глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев сообщил, что считает возможным в рамках реформы пенсионной системы приступить к поэтапному повышению пенсионного возраста. 13 февраля на совещании с экономическими экспертами президент РФ Владимир Путин предложил изучить и рассмотреть данный вопрос. 14 апреля министр финансов Антон Силуанов заявил, что выступает за срочное повышение пенсионного возраста. При этом в ходе «прямой линии» 16 апреля Владимир Путин заявил, что, по его мнению, Россия в настоящий момент не готова к резкому повышению пенсионного возраста, однако это возможно в будущем «при открытом и активном диалоге с обществом», причем не должно коснуться людей предпенсионного возраста.
Умиляют два момента, первый касается фразы: «при открытом и активном диалоге с обществом». Вы верите в то, что этот диалог вообще будет? Обычно в России мнение населения никого не интересует, все решения просто принимаются государственной думой, а депутатам в принципе наплевать на население, так как они живут по своим законам, да и пенсию они сами себе давно установили сами. И размер этой пенсии во много раз выше, чем у рядового населения. Или кто-то из вас действительно верит в то, что однажды раздастся звонок из Кремля типа: «Здравствуйте, это Иван Иванович Иванов? Мы тут, в правительстве решаем вопрос об увеличении пенсионного возраста и нам очень важно Ваше мнение по этому вопросу. Мы уже обзвонили 144.3 миллиона человек, остались только Вы. Вы не против повышения возраста выхода на пенсию?»
А второй момент заключается в том, что сам вопрос повышения пенсионного возраста с точки зрения обсуждения с обществом — риторический. Мне почему-то кажется, что большая часть населения будет против повышения пенсионного возраста, разве нет?