Многие люди, едва достигнув пятидесяти лет, мечтают уйти на заслуженный отпуск по старости, но каждый год заветный рубеж постоянно отодвигают. Какие изменения в пенсионном фонде произошли в этом году и чего ожидать настоящим и будущим пенсионерам, попробуем разобраться на понятном языке.
Пенсия – своего рода компенсация за то, что человек в силу возраста не может работать и получать стабильный заработок. Возраст человека для получения пенсионного обеспечения по старости устанавливается государством. С этого года для госслужащих его увеличили, но указанные года будут добавляться поэтапно: каждый год – по полгода.
Общие положения
Формирование и выдача пенсий регламентируется Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ, где прописаны все положения касательно установления объемов и сумм выплат, назначения и начисления определенным категориям граждан, а также их реализация через уполномоченные органы.
Основные положения закона о пенсионном страховании
Законодательством предусмотрено несколько вид выплат пенсий в зависимости от типа начисления. Это трудовые, социальные и государственные. Каждый из них имеет подкатегории в зависимости от причины выхода на пенсию: по старости, по инвалидности, в случае потери кормильца.
В данной статье рассматривается исключительно начисление пенсий по старости, т.е. трудовая по старости, социальная по старости, государственная по старости.
Согласно пенсионной реформе, начало которой датируется 1990-м годом и совершенстующейся до сих пор, единая выплата в размере 22% от ежемесячной заработной платы разделяется на накопительную и страховую, введены понятия индивидуального пенсионного коэффициента, пенсионных баллов и пр.
Кроме основных определений формирования пенсионных выплат законодательство регламентирует также и вопросы, которые относятся к:
- Условиям получения пенсионных начислений.
- Порядок начисления пенсий и условий доставки.
- Расчет.
- Формирование пенсионных выплат (суммы).
Раздел законодательства о пенсиях состоит из 7 глав и 32 частей. Помимо общих положений и механизма начислений пенсий, в нем также предусмотрено понятие страхового стажа, виды пенсионных отчислений, о которых упоминалось ранее и определяющие моменты, каким категориям граждан назначен тот или иной вид пенсии.
Основные понятия в Законодательстве
В Законодательстве РФ предусмотрены следующие понятия:
- Трудовая пенсия – это ежемесячная выплата лицам, которые производили отчисления на пенсионный счет во время активной трудовой деятельности и вышли на пенсию в связи со старостью, инвалидностью. (№213-ФЗ).
- Страховой стаж – суммарное количество отработанных лет на основании официального трудоустройства или деятельности по договору/контракту. В данный период и производились пенсионные отчисления в ПФ.
- Расчетный пенсионный капитал – общая сумма пенсионных отчислений в ПФ.
- Установление трудовой пенсии – назначение, перерасчет и корректировка размера пенсионных выплат, переход с одного вида пенсии на другой. (№142-ФЗ).
- Индивидуальный лицевой счет – это совокупность сведений по пенсионным отчислениям застрахованным лицом (будущим пенсионером). Данное положение регламентируется ФЗ “Об индивидуальном учете в системе пенсионного страхования” (№198-ФЗ). При оформлении пенсионного счета присваивается СНИЛС.
- Специальная часть индивидуального лицевого счета – это формирование выплат согласно разделению счетов на обязательное пенсионное страхование, накопительную часть пенсии, получение процентов от инвестиций по обеим частям в случае согласия застрахованного лица на оборот его средств, получение дохода от Материнского капитала, если средства были направлены на накопительную часть пенсии (Закон №256-ФЗ “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей”), и о произведенных выплатах за счет пенсии.
- Пенсионные накопления – все произведенные выплаты и отчисления с индивидуального пенсионного счета (№421-ФЗ).
- Ожидаемый период оплаты выплат трудовой пенсии по старости – показатель, который определяет выплаты по страховой и накопительной части пенсии.
Страховая или накопительная?
Закон №351-ФЗ внес изменения, согласно которым застрахованным предоставляется право выбирать.
Те, кто родился после 1967 г. до начала 2020-го должны были определиться с выбором:
- продолжить формирование накоплений с 6-процентным тарифом;
- отказаться от продолжения уплачивать накопительные взносы и полностью перейти на страховой вариант.
В период с 2014 по 2020 накопления не формируются из-за моратория Правительства РФ. Все взносы зачисляются в страховую систему, а также они формируют индивидуальные коэффициенты (баллы).
Все то, что было накоплено до указанного периода будет продолжать инвестироваться теми же страховщиками в системе обязательного обеспечения. Они будут выплачиваться после оформления обычного содержания.
Если застрахованный участвовал в накопительной системе, оформление и выплата обычного (страхового) социального обеспечения происходит независимо от нее. Для получения последней, нужно дополнительно обращаться к своему страхователю.
Ситуация с работодателями
Зачастую работодателю невыгодно оформлять работника на большую ставку, поскольку увеличиваются отчисления в государственный ПФР. В этой ситуации накопления лучше, так как все зависит от взносов самого гражданина. Работодатель не несет дополнительных затрат на отчисления.
Сравнение и преимущества
Накопительная система выгодно отличается от страховой тем, что дает возможность управлять деньгами, а также доверить средства выбранному фонду, который инвестирует их, тем самым появляется возможность получать дополнительный доход. Для этого доверенное ведомство формирует инвестиционный портфель.
Для других вариантов вышеуказанных возможностей не предусмотрено. Но минусом накоплений есть то, что инвестирование может и не принести дохода.
Впрочем, если доверить деньги не частным фондам, имеющим лицензию, а государственным, убыток маловероятен, поскольку они работают, в большинстве, с большими стратегическими госпредприятиями. Доход будет немного меньше, но также и уменьшаться риски.
В любом случае, если инвестирование не принесет доход, основная сумма гарантировано остается нетронутой.
Условия начисления
Условия начисления пенсионных выплат зависят от стажа работы, вида деятельности, состояния здоровья человека.
Согласно законодательству, выделяют следующие виды пенсий:
- по старости;
- по инвалидности;
- по потере кормильца.
Данные виды предусмотрены во всех формах пенсионных отчислений.
Трудовая пенсия может состоять из накопительной и страховой части.
Трудовая
Трудовая пенсия по старости назначается в случае, когда человек достигает определенного возраста (55/60 лет женщины и мужчины) и в случае наличия страхового стажа не менее 5 лет.
Трудовая пенсия может быть назначена по старости, инвалидности и потере кормильца.
Данное положение регламентируется законом “О трудовых пенсиях в РФ”, главой I “Общие положения”, ст. 3.
Категория лиц, имеющая право на получение страховой пенсии:
- Наемные работники, осуществляющие деятельность по трудовому договору.
- Самостоятельно обеспечивающие себя (ИП, нотариусы и пр.).
- Работники, которые самостоятельно производят взносы.
- Работающие заграницей и выплачивающие взносы в ПФР.
- Физические лица, осуществляющие рабочую деятельность на территории России и не являющиеся ее гражданами, но имеющие пенсионный счет и отчисляющие взносы.
Досрочные выплаты могут получать следующие категории граждан:
- Имеющие специальный стаж, т.е. работающие на неблагоприятных условиях труда.
- Имеющие определенный общий трудовой стаж (выслуга лет и пр.).
К таким категориям относят граждан, работающих по списку 1 и списку 2.
Социальная
Также есть социальная пенсия по старости. Условиями к получению относят постоянное проживание на территории РФ и принадлежность к категории “нетрудоспособных граждан”. Также социальная пенсия выдается лицам, проживающим в условиях Крайнего Севера.
Государственная
Государственная пенсия по старости назначается также в случае, если лицо является участником техногенных и радиационных катастроф. Государственная по выслуге лет назначается военнослужащим, госпредставителям, космонавтам, летчикам-испытателям.
Социальная пенсия по безработице выплачивается в случае, если человек в силу причин не имеет трудовой (страховой) стаж, и не имел никаких других пособий. В таком случае ему выплачивают прожиточный минимум.
Право выбора пенсионного обеспечения
Согласно российскому законодательству сегодня есть несколько видов пенсий, назначаются и выплачиваются они гражданам, которые в зависимости от жизненной ситуации не могут продолжать работать.
Стоит отметить, что оформить пенсию могут и граждане РФ, которые достойны вознаграждения за заслуги.
Обратите внимание, что пенсионные выплаты могут назначаться, даже если у гражданина РФ вовсе нет трудового стажа.
Некоторым категориям может быть назначено сразу 2 вида пенсии, например, инвалиды.
Оформить и получать сразу два пенсионных обеспечения может только определенная категория граждан, ее перечень строго регламентирован законодательством.
Стоит отметить, что с 2020 года, после утверждения пенсионной реформы, у граждан РФ есть право выбора – какой вид пенсионного обеспечения им формировать – лишь страховую либо вместе с ней накопительную.
Хотите узнать, какие необходимы документы для получения льготы по налогу на имущество пенсионерам? Для этого, вам необходимо перейти по ссылке, и прочесть статью. А прочесть о том, как оформить пенсию семьям военнослужащих по случаю потери кормильца, вы сможете по ссылке.
Право на выбор пенсии
Согласно 4 статье закона “О трудовых пенсиях” гражданин РФ может претендовать на получение пенсии по государственному обеспечению согласно ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в РФ” и трудовую пенсию. Такое допускается в случаях:
- размер социальной выплаты небольшой, он едва превышает минимальный прожиточный минимум, он устанавливается государством, тогда как размер страховой пенсии зависит от заработков человека и его стажа;
- социальные пособия финансируются государством, а страховая пенсия выплачивается из Пенсионного фонда.
Если данные условия не выполняются, то человек обязан выбрать тип пенсионного обеспечения согласно вышеупомянутой статье закона.
Некоторые лица, которые имеют особый статус, могут получать кроме страховых выплат по старости еще и пенсию за выслугу лет, к этим категориям граждан относятся:
- военнослужащие, за исключением тех, кто проходил в службу в качестве рядовых солдат или матросов;
- летчики -испытатели;
- федеральные госслужащие;
- космонавты.
Относительно государственных служащих федерального уровня нужно чтобы у них был стаж работы не менее 25 лет и на пенсию они выходили именно с этой службы, а если перед пенсионным возрастом они трудились на государственной гражданской службе, то такой срок должен составлять не меньше 7 лет.
Пенсия за выслугу лет оплачивается совместно со страховой по инвалидности или старости, которая назначается согласно Федеральному закону «О страховых пенсиях».
Некоторые граждане могут претендовать на получение двух пенсий: социальной и страховой, обе эти пенсии положены:
- родителям и вдовам (при условии, что они не вступили в новый брак) военнослужащих, умерших во время прохождения службы;
- участникам Великой Отечественной войны;
- членам семей погибших космонавтов;
- тем, кто получил знак отличия “Житель блокадного Ленинграда”.
Пенсионное право РоссииВиктор Аракчеев, 2003
Введение
Россия — страна, почти каждый четвертый житель которой является пенсионером. По одной лишь этой причине вопросы, связанные с улучшением пенсионного обеспечения, следует с полным основанием относить к числу наиболее значимых общегосударственных задач, без решения которых государство, в Конституции которого закреплено, что оно является государством социальным, таковым быть признано не может. Проблема пенсионного обеспечения в нашей стране имеет общегосударственный характер еще и потому, что нынешнее поколение пенсионеров в своем подавляющем большинстве в отличие от современной молодежи и людей среднего возраста работало исключительно на государство и его интересы и утратило заработок как единственный источник средств к существованию по объективным причинам: в силу возраста, состояния здоровья, потери способности к определенным видам профессионального труда.
Стало быть, общегосударственная задача по пенсионному обеспечению граждан является одновременно и обязанностью государства, реализация которой носит не только морально-нравственный, но и юридический характер. Юридической эта обязанность является и в силу того, что работающие граждане производят отчисления страховых взносов на свое будущее пенсионное обеспечение, в связи с чем аккумулированные в Пенсионный фонд средства представляют собой не что иное, как долговое обязательство государства перед застрахованными лицами.
Наиболее наглядным показателем качества исполнения государством этой задачи-обязанности является уровень пенсионного обеспечения (размеры пенсий), который, как известно, для большинства пенсионеров даже не поднимается до уровня прожиточного минимума и который по каким-то причинам рассчитывается по заниженным по сравнению с другими возрастными категориями граждан показателям. В целом материальное положение пенсионеров в нашей стране можно с полным основанием охарактеризовать как крайне неудовлетворительное, и таковым оно является уже на протяжении длительного времени. Пенсия человеку в России дается большим трудом, а прожить на нее он в состоянии с еще большим трудом. В связи с этим будет уместным привести оценку пенсионного обеспечения в СССР в период «развитого социализма» данную Г. Р. Климовым на основе сопоставления с социальным обеспечением послевоенной побежденной Германии, выплачивающей странам-победителям огромные суммы в виде репараций и контрибуций. «Позже, — пишет он, — когда мы ближе ознакомились с условиями в Германии, мы убедились, что социальное обеспечение в Германии в форме пенсий или ренты, как бы оно ни казалось малым, все же обеспечивает людям закат своей жизни в достойных человека условиях. Пенсии в СССР по старости являются абсолютно эфемерным понятием. Человек может прожить только работая до смерти или получая помощь от своих детей. А чем могут помочь дети, когда они сами ничего не имеют!.. С пенсиями для инвалидов та же история, что и с пенсиями по старости. И умереть не умрешь — и жить не будешь…».[1] Добавим к этому, что не лучше обстоит дело и с размером пенсий членам семьи, потерявшей кормильца, с пенсионным обеспечением ряда категорий служащих, искусственно переведенных государством в разряд «наемных» работников в сфере образования, здравоохранения, что также снизило уровень гарантий прав соответствующих категорий граждан на достойное пенсионное обеспечение. К сказанному следует добавить, что начатая в середине 80-х годов XX в. перестройка социально-экономического и политического строя, государственного устройства, переход к рыночной экономике, схоластичная приватизация важнейших объектов государственной собственности, на которых была занята значительная часть работающего населения страны, еще более усугубили положение пенсионеров в нашей стране. Можно с уверенностью констатировать, что в результате этих преобразований улучшилось материальное положение лишь одной категории пенсионеров — бывших служащих государственного аппарата различного уровня, военнослужащих и лиц, к ним приравненных по условиям пенсионирования.
Однако относительно благополучное пенсионное обеспечение служащих на общем фоне крайне низкого уровня пенсионирования подавляющей части населения страны не меняет, в принципе, качественной оценки пенсионной системы современной России в целом, что, конечно же, приводит к необходимости ее изменения. И эти изменения первоначально были изложены в трех программных документах Правительства РФ, а затем нашли свое нормативно-правовое закрепление в блоке пенсионных законов. С принятием новых пенсионных законов в России начата реформа ее пенсионной системы, суть которой сводится к переходу от распределительной к накопительной системе, а цель — к значительному увеличению средств, которые выплачиваются работниками и работодателями в виде страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и фиксируются на их именных лицевых счетах.
Как следует из программных документов Правительства и содержания действующих пенсионных законов, положительные результаты реформы должны быть получены в относительно отдаленном будущем, т. е. лишь в перспективе, а в настоящий момент государство гарантирует только сохранение (через механизм конвертации) ранее приобретенных прав, в связи с чем материальное положение нынешнего поколения пенсионеров остается прежним, более того, оно постепенно ухудшается в связи с тем, что заложенный в Законе о трудовых пенсиях[2] механизм индексации пенсий не в состоянии нейтрализовать существующие темпы инфляции. Однако этому поколению пенсионеров нужно настоящее, иначе вряд ли оно может рассчитывать на будущее, тем более отдаленное на десятилетия. Показательной в этом отношении является индексация пенсий на 6 % (т. е. 30 рублей в месяц), проведенная в марте 2003 г., которая была воспринята большинством пенсионеров как оскорбительная в связи с тем, что цены на коммунальные услуги, в части стоимости отопления, возросли на 30–50 %. Но если заложенный в Законе (п. 6 ст. 17) механизм индексации не нейтрализует последствия инфляции в настоящем, то нет гарантии его эффективности и в будущем.
Стало быть, можно констатировать, что проводимая реформа пенсионной системы не дала ожидаемого результата в настоящем, т. е. не улучшила материального положения пенсионеров, а в какой-то степени, ухудшила его по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Так, по Закону от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации»[3] юридическое значение для назначения пенсий по возрасту и инвалидности, за выслугу лет (при определенных дополнительных условиях) имел общий трудовой стаж, в который включались не только периоды трудовой деятельности, но и иные периоды социально значимого поведения (общественно полезной деятельности), кроме того, этот стаж мог исчисляться в льготном (кратном) порядке. В настоящее время для установления пенсий юридическое значение имеет страховой стаж, в который включаются за незначительным исключением (ст. 11 Закона о трудовых пенсиях) преимущественно периоды работы, в течение которых уплачивались страховые взносы, причем эти периоды не подлежат кратному (льготному) исчислению. В результате многие лица, работающие в настоящее время в экстремальных условиях, будут лишены возможности досрочного выхода на государственную пенсию, а предполагаемое в ближайшее время введение института профессиональных пенсий не будет обеспечивать того уровня гарантий государства, который был закреплен в утратившем силу законодательстве.
Даже из этих приведенных частных примеров следует, что авторы пенсионной реформы либо далеко не искренни в благих пожеланиях, либо недостаточно «вооружены» знанием современной теории пенсионного права, не обладают должными знаниями его истории, а по этой причине не были в состоянии спрогнозировать надлежащее развитие соответствующих правоотношений. Свидетельств последнему достаточно, и они хорошо просматриваются даже при общем обзоре новейшего законодательства. Так, ни в одном из нормативных актов не содержится статей с указанием целей и задач пенсионного обеспечения, принципов, на которых оно базируется, статьи (за исключением Закона об обязательном пенсионном страховании[4]), в которой бы в концентрированном виде были изложены основные права и обязанности субъектов непосредственно пенсионных правоотношений, основания ответственности государства и Пенсионного фонда РФ; чрезмерно усложненным, не доступным для понимания рядовых пенсионеров представляется порядок исчисления пенсий, не оптимальной является структура соответствующих законов, фактически закрепляется социально несправедливый сословный подход к условиям и уровню пенсионного обеспечения служащих и наемных работников, практически неограниченными являются полномочия субъектов Федерации и муниципалитетов в вопросах пенсионного обеспечения, что уже приводит к явной диспропорции в размерах пенсий федеральных государственных служащих и служащих ниже рангом. В новых пенсионных законах даже отсутствует такая отправная категория, как основание пенсионного обеспечения, в результате создается впечатление, что граждане РФ не имеют основания, т. е. права на пенсию, ибо это право — безосновательно им предоставляется, что государство не обременено корреспондирующей этому праву обязанностью.
Автор настоящей работы предпринял попытку проанализировать состояние действующего пенсионного законодательства, в том числе на основе его сопоставления с утратившими силу нормативно-правовыми источниками, дать оценку нововведениям, вносит свои предложения по устранению определенных пробелов и коллизий, в связи с чем выражает надежду, что данное исследование может оказать помощь и быть полезным для студентов, аспирантов, научных работников, интересующихся проблемами права социального обеспечения, практиков, а также представителей нормотворческих органов.
Страховой стаж
Страховой стаж включает в себя период, когда работающий человек участвует в государственном общеобязательном пенсионном страховании, за него ежемесячно платятся определенные сборы, сумма которых не должна быть меньше минимальных страховых взносов. Подтверждением того, что человек участвует в таком страховании является документ, который можно получить в ПФР.
Что включает
В страховой стаж включаются только месяцы за которые были уплачены страховые взносы. При назначении пенсии учитывается только легальный доход гражданина. А его трудовой стаж подтверждается документально трудовой книжкой, поэтому стоит внимательно проверять все записи в ней переходя из одной работы на другую.
Правила подсчета трудового стажа описаны тут.
Стоит учесть еще один нюанс, если сумма взноса за один месяц была ниже установленной минимальной, то в стаж он не учитывается.
Стаж для начисления пенсии включает в себя время:
- работы по трудовому договору, при этом обязательно должны взиматься все положенные государством взносы;
- пребывания на больничном;
- добровольно оплаченные трудовые взносы;
- проведенное в декретном возрасте, по уходу за малышом до 3-х лет или ребенком до 6-ти летнего возраста, если для этого имеются медицинские показатели.
Порядок исчисления
Страховой стаж очень влияет на расчет конечной пенсии. Дело в том, что ежегодно пенсионные выплаты вырастают на определенный процент от заработка. Имеется не только минимальный их размер, но и максимальный. Все граждане, которые вступили в систему ОПС, считаются застрахованными Пенсионным фондом страны.
Чтобы узнать размер страховой пенсии (СП), можно воспользоваться следующей формулой:
СП = ФВ+ИПК х СПК,
в ней:
- ФВ — размер фиксированной выплаты;
- СПК — стоимость персонального коэффициента;
- ИПК — количество пенсионных баллов.
Последний показатель начисляется за отдельный год трудовой деятельности, на него влияют суммы страховых платежей, а также какой вид пенсии человек для себя выбрал. Максимальное его значение равняется – 10, а при расчете накопительной пенсии сейчас он составляет – 6,25. При его начислении имеются некоторые нюансы, ИПК может начислять в некоторых случаях, хотя граждене не платят взносы, к таким исключениям относится:
- уход за малолетними детьми и ребенком-инвалидом;
- служба в армии;
- присмотр за инвалидом I группы.
Для вычисления этого коэффициента имеется специальная формула:
ИПК = СВ / СМВ х 10
обозначение составляющих формулы:
- СМВ – сумма взносов с максимальной взносооблагаемой части зарплаты;
- СВ – те взносы, которые были перечислены на пенсию.
При расчете страховой пенсии по инвалидности применяется несколько другой подход, минимальный ее размер устанавливается в полтора раза выше, чем минимальная соцвыплата в определенном регионе. накопительная часть таких пособий завист от отчислений и стажа, расчитывается она также, как и для других слоев населения.
Общие сведения
Пенсионные права возникают у гражданина с момента достаточного накопления пенсионных баллов (на 2020 год их минимальное количество равно 11,4 баллам) и страхового стажа (в 2020 – минимум 8 лет стажа). Зная их размер, будущий пенсионер сможет рассчитать точную сумму ожидаемой пенсии, а также получить информацию о том, сколько лет осталось доработать для ее получения.
Самостоятельно узнать о своих правах можно через:
- личный кабинет на официальном сайте ПФР;
- клиентскую службу ПФР;
- портал Госуслуги;
- банк.
Пример. Не зная точного количества пенсионных баллов, гражданин Ю. обратился в клиентскую службу ПФР. Через 8 дней он получил запрашиваемую информацию – за 17 лет стажа Ю. заработал 34 балла и теперь может оформить получение пенсии
Помимо этих сведений через указанные сервисы можно узнать:
- количество страховых взносов и их сумму;
- периоды и места работы;
- состояние личного счета.
Регламентация начисления, перерасчета и индексации
Новые законы о пенсии (Глава 5, статьи 18-26 закона “О трудовых пенсиях”) изменили признанные ранее показатели. Теперь минимальный стаж для получения страховой пенсии будет увеличиваться на год, после каждого года, а количества баллов будет расти до 2,4 за этот же период. При расчете пенсии нужно рассчитывать все показатели на момент ее установления.
Начисление
Расчеты страховых выплат проводятся по приведенной выше формуле, но имеются группы лиц, которые получают его с повышенной фиксированной доплатой:
- людям старше 80 дет;
- инвалидам I группы;
- гражданам, рабюотающим или проживающим на Севере.
Если сразу не заявлять на опрределение выплат по старости, то их сумма будет повышаться и через пять может вырасти на 36%.
Социальная пенсия завивисит от суммы прожиточного минимума, но она может меняться благодаря индексированию. В 2020 году коэффициент индекции равен – 1,5, а в 2020 году правительство планирует сделать его 1,2%.
Если в результате вычислений социальная выплата получилась ниже минимальной, тогда пенсионеру начисляется доплата до установленного минимума.
Если пренсионер содержит иждивенцев, то ему предоставляется надбавка, за одного человека – 32%, за двоих – 64%, а вот за троих и более – 100%.
При расчете накопительной пенсии доходы делятся на 240 месяцев, а если оформлять е позже, то нужно будет делить их на меньшее количество месяцев и выплаты от этого будут больше.
Перерасчет
Государством предусмотрен повышающий коэффициент, он касается работающих пенсионеров, которые должны уже получать пенсию по возрасту, но откладывают ее получение, за определенное время отсрочки насчитываются дополнительные баллы и денежные средства.
Также читайте про то, что такое валоризация и на какую пенсию могут рассчитывать пенсионеры, отработавшие основной стаж при СССР.
Индексации
Они касаются пенсионного коэффициента, каждый год его денежный эквивалент растет, так как увеличивается прожиточный минимум. Индексирование пенсий проводится только для неработающих пенсионеров. С 1 февраля 2020 года этот показатель равен 4%.
Какая пенсия полагается, если нет стажа
Материальная поддержка людям, работающим на частные компании или предпринимателей, и не имеющим об этом записей в трудовой книжке, жизненно необходима. Государство предусматривает выплату минимальной суммы гражданам, не имеющим достаточного количества лет рабочего стажа. Величина такого социального пособия минимальна. До последней индексации в апреле 2020 г его сумма составляла около 3,5 тыс. руб., а после индексации увеличилась до 8,6 тыс. руб.
Видео-обзор
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- 8 (800) 700 95 53
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
По старости