Пенсионный фонд Российской Федерации | |
ПФР | |
Руководители | |
Председатель Правления | Дроздов Антон Викторович |
Основание | |
22 декабря 1990 | |
Число сотрудников | 121 700 (в 2020 году)[1] |
[www.pfrf.ru f.ru] |
Координаты: 55°43′34″ с. ш. 37°36′40″ в. д. / 55.726° с. ш. 37.611° в. д. / 55.726; 37.611 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=55.726&mlon=37.611&zoom=17 (O)] (Я)
Пенсионный фонд Российской Федерации
(
ПФР
) — крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР»[2].
Как государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ. Доля бюджета ПФР в ВВП России составляет 10,8 % — по доходам, и 10,2 % — по расходам. ПФР выплачивает пенсии свыше 40 млн пенсионеров[3] и социальные выплаты для 20 млн льготников, ведет персонифицированный учёт пенсионных прав застрахованных лиц[4] — для свыше 128 млн граждан России.
Структура ПФР
В структуре Пенсионного фонда — 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 83 Отделения Пенсионного фонда в субъектах РФ, отделение в г. Байконуре (Казахстан), а также около 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 100 000 работников[7]. Высшим органом является Правление ПФР, за его исполнительные функции отвечает Исполнительная дирекция ПФР.
Во взаимоотношениях со страхователями, застрахованными лицами и пенсионерами территориальные управления Пенсионного фонда РФ являются отдельными юридическими лицами[8].
Структура[ | ]
В структуре Пенсионного фонда — 84 Отделения Пенсионного фонда в субъектах РФ, включая ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также 2460 клиентских служб в территориальных органах ПФР. В системе ПФР трудится более 100 000 специалистов[8]. Высшим органом является Правление ПФР, за его исполнительные функции отвечает Исполнительная дирекция ПФР.
Во взаимоотношениях со страхователями, застрахованными лицами и пенсионерами территориальные управления Пенсионного фонда РФ являются отдельными юридическими лицами[9].
В мае 2020 было объявлено о планах подготовки к приданию ПФР статуса публично-правовой компании. Переход к публично-правовой форме позволит перевести управление на трёхстороннюю основу — с участием государства, представителей профсоюзов и работодателей. После реорганизации ПФР сможет получить дополнительную прибыль за счет инвестиций. Такую же организационно-правовую форму планируется предоставить Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонду социального страхования (ФСС). Смена правового статуса внебюджетных фондов создаст возможность для объединения, в перспективе, ПФР, ФОМС и ФСС в единый государственный социальный фонд. В результате может быть создан «мегарегулятор», который возьмёт на себя весь комплекс социального страхования в России[10][11].
Социально значимые функции ПФР
Среди социально значимых функций Пенсионного фонда России[7]:
- назначение и выплата пенсий;
- учёт страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
- назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д.;
- персонифицированный учёт участников системы обязательного пенсионного страхования;
- взаимодействие со страхователями (работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;
- выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
- выплата средств материнского капитала;
- управление средствами пенсионной системы;
- реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений (56-ФЗ от 30.04.2008 года, она же программа «тысяча на тысячу»);
- с 2010 года — администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;
- с 2010 года — установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера.
Персонифицированный учёт в системе обязательного пенсионного страхования
Данные об уплате страхователями (работодателями) обязательных страховых взносов за работника, сведения о страховом (трудовом) стаже отражаются на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, который ведёт Пенсионный фонд РФ для каждого официально работающего гражданина России. Порядок ведения этого лицевого счета регламентируется Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»[4]. Любой гражданин РФ, имеющий СНИЛС, может проверить сведения об уплате обязательных страховых взносов своим работодателем на своем индивидуальном лицевом счёте в ПФР с помощью интернет-портала «Госуслуг»[9].
Взносы — доходы Пенсионного фонда
См. также Обязательное социальное страхование в России.
Стандартная ставка взносов в Пенсионный фонд составляет 22 % от фонда оплаты труда организации, при этом взносы не включаются в состав зарплаты отдельных сотрудников, но учитываются пенсионным фондом при ведении их счетов[10]. Эти отчисления разделяются на страховую часть и накопительную часть пенсии.
До 2010 года взносы в ПФ учитывались как составная часть единого социального налога.
С 1 января 2010 года ЕСН отменен, вместо него установлены прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда: ПФР, ФФОМС и ФСС. В 2010 году совокупный объём страховых взносов сохранится на уровне ставки ЕСН — 26 %, из которых 20 % будут направляться в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхование). При этом взносы будут уплачиваться с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой суммы не формируются. С 2011 года размер совокупных взносов возрастет до 34 %, из которых 26 % составят отчисления по обязательному пенсионному страхованию. Эта система позволяет существенно увеличить уровень пенсий в стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы, коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, составит не менее 40 % после 30 лет уплаты этих взносов при наступлении страхового случая (то есть старости, определяемой путём достижения гражданином установленного законодательством возраста — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).
Также с 2009 года у граждан появилась возможность делать добровольные взносы на накопительную часть пенсии. Законом[11] предусмотрены две стороны софинансирования взносов гражданина — государство (которое удваивает сумму не менее 2 тыс., но не выше 12 тыс. рублей) и работодатель (который на софинансирование взносов работника до 12 тысяч рублей получает налоговый вычет).
Частью механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу является Фонд национального благосостояния России[12]. На апрель 2020 года, по данным Минфина России, совокупный объем средств фонда составил 4 134,27 млрд рублей (73,33 млрд долларов США)[13].
До передачи средств в управляющие компании и НПФ Пенсионный фонд временно размещает их в коммерческих банках. Так, по результатам 2016 года, он получил от такого инвестирования доход в размере 2,97 млрд рублей, что в составляет 10,58 % годовых[14].
OpenTown Открытый город
Как Пенсионный Фонд РФ обманывает вас. Откровения бывшего юриста Пенсионного Фонда. Вы думаете, что Пенсионный Фонд так называемой Российской Федерации является государственным органом власти и что он к тому же обязан платить вам пенсию? Вы глубоко заблуждаетесь. У него нет даже уставного фонда, а из бюджета РФ в него не поступают денежные средства. Денег там нет и не предвидится. Катастрофа в Пенсионном Фонде РФ.
Пенсий скоро не будет! —
https://youtu.be/HioZ3Noh4fk
Как мы уже знаем, коммерческая частная зарегистрирована (DUNS — 531302309), также как и «Правительство России» (DUNS — 531298725) в компании Dun & Bradstreet, аналогично тому, как физические лица в РФ имеют ИНН в налоговой инспекции. Адрес: Нью-Джерси (адрес: 103 John F Kennedy Parkway. ShortHills, NJ. 07078, USA. Тел.: (1) 973-921-5500) (https://www.dnb.com/contact-us.html).
Присвоение номера DUNS своим партнерам в рамках формирования единой информационной системы производится по требованию Правительства США. Инструкция и подробности тут —
https://youtu.be/wWcxSO113HY
и
https://youtu.be/s6l2Y62AbY8
).
В настоящий момент ситуация в пенсионной системе РФ катастрофична. Чиновники бьются в истерике, потому что боятся сообщить гражданам о реальном положении дел. Три триллиона рублей – это сумма, которой нет в Пенсионном фонде РФ. И это речь идет о выполнении текущих пенсионных выплат. Ситуация с каждым годом только ухудшается. Отсюда и принимаются позорные решения об отмене индексации пенсий работающим пенсионерам. В бюджете ПФ РФ нет денег! Уже сейчас на выполнение ранее взятых РФ обязательств используются деньги из Резервного фонда. Как ранее заметила замминистра финансов госпожа Нестеренко, если траты Резервного фонда продолжатся нынешними темпами, то «в 2020 году у государства не будет денег на выплату зарплат»!!! В ролике использовано видео:
Сайт — https://sorvachev.com ВК — https://vk.com/asorvachev Разбор выигранных дел с Пенсионным Фондом РФ — https://sorvachev.com/nasha-praktika/ О технологиях пенсионного обмана т.н. «Пенсионного фонда РФ» см. подборку видео — https://goo.gl/gXyvdG * * *
Пришла пора сказать, что СССР никуда не пропадал — юридически его не смогли уничтожить, он восстановлен в 2010-м году. Президент выбран по законам войны: если Глава страны, он же Главнокомандующий, покинул свой пост и вся армия тоже, то по законам войны Президентом и Главнокомандующим может стать солдат. Это длится до наведения порядка в стране. Таким солдатом стал временно исполняющий обязанности Президента СССР, Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР, Верховного Законодателя СССР, Верховного Судьи СССР — Тараскин Сергей Вячеславович. Изданы первые необходимые Указы. А теперь СССР возрождается и фактически, и с каждым днём в него возвращается всё больше народа. И вы можете возвратиться в СССР подав заявления по установленной форме и приложив необходимые подтверждающие документы. Что ожидает вас после возвращения? — уведомление 4 ветви нелегитимной власти РФ о вашем переходе под юрисдикцию СССР; — уведомление нижестоящих нелегитимных организаций о вашем отказе платить налоги, выплачивать кредиты с процентами, служить в армии РФ и т.д. — выставление финансовых, ресурсных, территориальных, жилищных, правовых требований к РФ на основании международного аудита и законов СССР с нашей помощью и(или) индивидуально по вашему желанию. Это ваше совершенно законное право и его не может оспорить ни ООН, ни Конституционный Суд РФ. Рекомендации к действию для Граждан СССР (как выстроить юридический забор вокруг себя и своей семьи): 1) Самоидентификация своего подлинного гражданства и непризнание иных юрисдикций на территории СССР, кроме юрисдикции (конституции и законов) СССР. Подтверждение своего гражданства СССР. 2) Обучение правовым основам самозащиты на оккупированной нелегитимными структурами территории СССР. Посещение семинаров по правовой защите (см. «Алгоритм действий для гражданина СССР» — https://www.minystsssr.ru/dokumenty). ПОДРОБНАЯ ИНСТРУКЦИЯ и документы для скачивания доступны на сайте Государственной Регистрационной Палаты СССР — https://grp-ussr.su/doc.html СМИ РФ сообщают — СССР юридически СУЩЕСТВУЕТ!!! —
https://youtu.be/eckOmlJ-K-Q
— Официальная Приёмная ВрИО Президента СССР С.В. Тараскина на фейсбуке (для изучения документов и обращения граждан по вопросам СССР): https://www.facebook.com/groups/prezi… — Общественная Приёмная ВрИО Президента СССР на фейсбуке (для обсуждения различных вопросов): https://www.facebook.com/groups/priem… — Сайт ГРП СССР: https://grp-ussr.su — Сайт Министерства Юстиции СССР: https://www.minystsssr.ru
https://youtu.be/jwpimRw-4k4
Показатели деятельности
Показатель | 2010[15] | 2011[16] | 2012[17] | 2013[18] | 2014[19] | 2015[20] | 2016[1] | 2017[21] |
Количество пенсионеров, млн человек | 39,7 | 40,2 | 40,6 | 41,1 | 41,46 | 42,7 | 42,9 | 43,5 |
Доходы бюджета ПФР, млрд руб | 4 600 | 5 256 | 5 890 | 6 388 | 6 159 | 7 127 | 7 626 | 8 260 |
Поступление взносов на обязательное пенсионное страхование, млрд руб | 1 900 | 2 815 | 3 026 | 3 459 | 3 694 | 3 864 | 4 132 | 4 482 |
Поступление из федерального бюджета, млрд руб | 2 640 | 2 400 | 2 800 | 2 840 | 2 410 | 3 100 | 3 355 | 3 677 |
Расходы бюджета ПФР, млрд руб | 4 200 | 4 922 | 5 451 | 6 379 | 6 190 | 7 670 | 7 830 | 8 319 |
Расходы ПФР на пенсионное обеспечение, млрд руб | 3 700 | 4 081 | 4 524 | 5 250 | 5 406 | 6 201 | 6 430 | 7 167 |
Расходы ПФР на материнский капитал, млрд руб | 97,1 | 171,3 | 212,4 | 270,7 | 365 | 312 |
Скандалы
В феврале 2020 года Центр антикоррупционной политики партии (ЦАП) «Яблоко» обнаружил контракт, согласно которому Пенсионный Фонд России (ПФР) в 2020 году потратит без торгов на командировки сотрудников 27 миллионов рублей.[22] В мае 2020 года ФАС подтвердила нарушения при трате Пенсионным фондом 150 млн рублей на командировки сотрудников.[23]
С середины 2020 года, на основании своего внутреннего письма (за подписью Заместителя Председателя Правления Лилии Ивановны Чижик), Пенсионный фонд РФ отказывает в оформлении ежемесячного дополнительного материального обеспечения (330% от размера социальной пенсии) лауреатам премий Правительства РФ, выходящим на пенсию и прекращающим работать. В результате они оказываются в значительно худших материальных условиях, чем лауреаты, оформившие надбавку ранее и получающие ее до сих пор. Имели место судебные процессы, инициированные пострадавшими пенсионерами-лауреатами. Большая часть из них оказалась выигранной[24][25].
Результативность и эффективность
Пенсионный фонд России занимает первое место в мире по численности сотрудников: 121 670 человек. Например, численность сотрудников Social Security Administration в США в два с лишним раза меньше, а население США более чем в два раза больше российского, а объём пенсионных и социальных выплат почти в девять раз больше. В Японии при сходной с Россией численностью населения в Nihon Nenkin Kikou работает 27 тысяч человек, из которых лишь 15 тысяч работают на постоянной основе[26].
Профессор кафедры финансов и цен РЭУ им. Г. В. Плеханова Юлия Финогенова отмечала, что на Пенсионный фонд Российской Федерации возложены крайне ограниченные обязанности по информированию его участников, к примеру, у ПФР не было обязанности информирования клиентов о возможных потерях инвестиционного дохода при смене страховщика, в результате, в некоторые годы, до 90 % переходов оказывались досрочными, а значит, убыточными[27]. Из-за отсутствия полноценного информирования застрахованного лица о потере инвестдохода даже решившие перейти из Пенсионного фонда России (ПФР) в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) «молчуны»[28] потеряли при досрочном переходе, поскольку могли сделать это с сохранением доходов не ранее 2020 года[29].
Также ПФР известен участием скандале с незаконными переводами пенсионных накоплений из ПФР в НПФ.
В августе 2020 года, на фоне обсуждения Законопроекта о пенсионной реформе в России, предполагающего увеличение пенсионного возраста, Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов обратил внимание, что одной из главных причин нехватки средств на выплату пенсий в России являются непомерные и бессмысленные расходы на содержание Пенсионного фонда РФ. Инфраструктуру фонда в условиях развития информационных технологий бизнес-омбудсмен счёл затратной и ненужной, а функции ПФР предложил передать Казначейству России и Многофункциональным центрам (МФЦ). В 2020 году для ведения пенсионных счетов россиян ПФР содержит более 110 тысяч чиновников, принадлежащие ему здания являются самыми роскошными во всех республиканских столицах и региональных центрах, а на обслуживание самого Пенсионного фонда РФ ежегодно тратится около 1,5% всех пенсионных накоплений россиян (это десятки миллиардов рублей). Многочисленные здания Пенсионного фонда по всей России, согласно этому плану действий, следует передать в собственность субъектов Федерации для организации центров обучения людей старшего возраста новым квалификациям. Такие меры позволят государству высвободить значительные резервы для выплаты пенсий без увеличения пенсионного возраста[30].
Оценка деятельности[ | ]
Скандалы[ | ]
В феврале 2020 года Центр антикоррупционной политики партии «Яблоко» обнаружил контракт, согласно которому ПФР намеревался потратить в 2020 году без торгов на командировки 27 миллионов рублей[28][значимость факта?
]. В мае 2020 года ФАС подтвердила нарушения при трате Фондом 150 млн рублей на командировки сотрудников[29].
С середины 2020 года, на основании своего внутреннего письма[какого?
] (за подписью зам. председателя правления Лилии Ивановны Чижик), Пенсионный фонд РФ отказывает в оформлении ежемесячного дополнительного материального обеспечения (330 % от размера социальной пенсии) лауреатам премий Правительства РФ, выходящим на пенсию и прекращающим работать. В результате они оказываются в намного худших материальных условиях, чем лауреаты, оформившие надбавку ранее и получающие её до сих пор. Имели место судебные процессы, инициированные пострадавшими пенсионерами-лауреатами. Большая часть из них оказалась выигранной[30][31].
В июле 2020 года правоохранительными органами, по подозрению в получении взятки в особо крупном размере, задержан заместитель председателя Пенсионного фонда России Алексей Иванов. В августе того же года он освобождён от должности премьер-министром России Дмитрием Медведевым в связи с утратой доверия[32].
Результативность и эффективность[ | ]
Удельное количество сотрудников[ | ]
Пенсионный фонд России занимает первое место в мире по численности сотрудников: свыше 100 тыс. человек. Для сравнения, численность сотрудников Social Security Administration в США в два с лишним раза меньше, а население США более чем в два раза больше российского и объём пенсионных и социальных выплат почти в девять раз больше. В Японии, при сопоставимой с Россией численности населения, в Nihon Nenkin Kikou работают 27 тысяч человек, из которых лишь 15 тысяч на постоянной основе[33].
Однако функции Пенсионного фонда России значительно шире, чем у вышеназванных учреждений, и включают не только собственно пенсионное обеспечение, но и ведение Федерального реестра инвалидов[34], администрирование Единой государственной информационной системы социального обеспечения[35], реализацию социальных выплат, программы поддержки семей с детьми (материнский капитал), софинансирование социальных программ регионов РФ, реализацию международных соглашений.
Критика деятельности[ | ]
Ограниченность полномочий[ | ]
Профессор кафедры финансов и цен РЭУ им. Г. В. Плеханова Юлия Финогенова отмечала, что на Пенсионный фонд Российской Федерации возложены крайне ограниченные обязанности по информированию его участников, к примеру, у ПФР не было обязанности информирования клиентов о возможных потерях инвестиционного дохода при смене страховщика, в результате, в некоторые годы, до 90 % переходов оказывались досрочными, а значит, убыточными[36]. Из-за отсутствия полноценного информирования застрахованного лица о потере инвестдохода даже решившие перейти из Пенсионного фонда России (ПФР) в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) «молчуны»[37] потеряли при досрочном переходе, поскольку могли сделать это с сохранением доходов не ранее 2020 года[38].
Расходы на собственное содержание[ | ]
В августе 2020 года, на фоне обсуждения Законопроекта о пенсионной реформе в России, предполагающего повышение пенсионного возраста, Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов обратил внимание, что одной из главных причин нехватки средств на выплату пенсий в России являются непомерные и бессмысленные расходы на содержание Пенсионного фонда РФ. Инфраструктуру фонда в условиях развития информационных технологий бизнес-омбудсмен счёл затратной и ненужной, а функции ПФР предложил передать Казначейству России и Многофункциональным центрам (МФЦ). В 2020 году для ведения пенсионных счетов россиян ПФР содержало более 110 тысяч чиновников, принадлежащие ему здания являются самыми роскошными во всех республиканских столицах и региональных центрах, а на обслуживание самого Пенсионного фонда РФ ежегодно тратится около 1,5 % всех пенсионных накоплений россиян (это десятки миллиардов рублей). Многочисленные здания Пенсионного фонда по всей России, согласно этому плану действий, следует передать в собственность субъектов Федерации для организации центров обучения людей старшего возраста новым квалификациям. Названные меры позволили бы государству высвободить значительные резервы для выплаты пенсий без увеличения пенсионного возраста[39]. Так как Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, в настоящее время все здания ПФР принадлежат Росимуществу[40].
Примечания
- ↑ 12
Годовой отчёт ПФР за 2020 год - Постановление Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» Архивировано 20 января 2013 года.
- Пенсионный фонд Российской Федерации — В ноябре 2010 года сбоев в выплате пенсий и пособий не было
- ↑ 12
Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.96 N 27-ФЗ - Никита Кричевский: Заявления о том, что у ПФР нет дефицита бюджета — лицемерие
- Персональный блог Никиты Кричевского. О Никите Исаеве и дефиците бюджета ПФР
- ↑ 12
О Пенсионном фонде - Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. base.garant.ru. Проверено 2 апреля 2020.
- Статья 16. Права и обязанности органов Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета / КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Проверено 2 апреля 2020.
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ (ред. от 27.07.10) «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»
- «Предназначение [ФНБ]»
- Фонд национального благосостояния. Статистика.
- По итогам 2020 года ПФР приумножил пенсионные накопления россиян на 2,97 млрд рублей. www.pfrf.ru (6 апреля 2017). Проверено 18 апреля 2020.
- Годовой отчёт ПФР за 2010 год
- Годовой отчёт ПФР за 2011 год
- Годовой отчёт ПФР за 2012 год
- Годовой отчёт ПФР за 2013 год
- Годовой отчёт ПФР за 2014 год
- Годовой отчёт ПФР за 2020 год
- Годовой отчёт ПФР за 2020 год
- Inc., TV Rain,
. «Яблоко» узнало о планах Пенсионного фонда потратить 27 млн рублей на командировки сотрудников. Проверено 20 мая 2020. - Inc., TV Rain,
. ФАС нашла нарушения при трате Пенсионным фондом 150 млн рублей на командировки сотрудников. Проверено 20 мая 2020. - «Расплата с лауреатами»//Московское городское отделение КПРФ, официальный сайт.
- Пенсионный фонд околпачивает лауреатов премии Правительства РФ. trv-science.ru
- Фонд с лишним Рейтинг самых результативных и неэффективных пенсионных служб
- «Трудности перевода. Почему граждане теряют накопления при переходе из фонда в фонд» «Российская газета» — Федеральный выпуск № 7339 (173) от 06.08.2017.
- «Пенсионные фонды не отпускают граждан» «Ведомости», 19 марта 2018.
- «Пенсии растерялись на переходе» Газета «Коммерсантъ» № 44 от 16.03.2018, стр. 1.
- NEWSru.com, 2 августа 2020. Бизнес-омбудсмен предложил «докупать» трудовой стаж, а за досрочный выход на пенсию — доплачивать
Справка о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации
Пенсионный фонд Российской Федерации был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР.
Указанным постановлением был определен статус Пенсионного фонда Российской Федерации как самостоятельного кредитно-финансового учреждения, осуществляющего свою деятельность применительно к Закону РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и подотчетного Верховному Совету РСФСР (в соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 958 «О передаче в ведение совета Министров – Правительства Российской Федерации организаций и учреждений» было установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации находится в ведении Совета Министров – Правительства Российской Федерации и ему подотчетен).
В постановлении Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 также закреплялось положение о том, что денежные средства Фонда не входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат. Позднее данная норма предусматривалась во всех нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, средства, предназначенные для пенсионного обеспечения, были выделены из состава государственного бюджета в самостоятельный бюджет Пенсионного фонда РСФСР (оставаясь при этом государственной собственностью).
Следует отметить, что данным постановлением устанавливался также размер взносов на социальное страхование, обязательных для уплаты всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности и подчиненности.
В рамках системы, действовавшей ранее, когда средства, предназначенные на финансирование выплаты государственных пенсий, входили в состав государственного бюджета, было возможно заимствование этих средств на другие государственные нужды (помимо пенсионных выплат), что негативно сказывалось на финансовой устойчивости пенсионной системы, то есть способности Пенсионного фонда сохранять существующий уровень платежеспособности при возможных неблагоприятных внешних и внутренних воздействиях на финансовые потоки.
С установлением автономности пенсионного бюджета доходы Фонда перестали входить в бюджеты других уровней, был сделан шаг к страховым принципам и повышению эффективности деятельности системы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, а также заложены основы достижения долгосрочной финансовой устойчивости этой системы.
В течение периода, длившегося с момента образования Фонда и до 1 января 1992 года, Пенсионный фонд РСФСР осуществлял свою деятельность на основании Временного положения о Пенсионном фонде РСФСР и Порядка уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденных постановлением Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. № 556-1, в которых были закреплены положения, аналогичные положениям постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1.
С 1 января 1992 года в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» были введены в действие Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России).
Указанные документы также содержали положения о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации, согласно которым Пенсионный фонд Российской Федерации являлся самостоятельным финансово-кредитным учреждением, а его денежные средства находились в государственной собственности Российской Федерации и не входили в состав бюджетов, других фондов и не подлежали изъятию.
На Пенсионный фонд Российской Федерации были возложены обязанности по обеспечению сбора и аккумуляции страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий.
Согласно вышеупомянутым нормативным правовым актам Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял функции, связанные исключительно с финансовой составляющей пенсионной системы (сбор страховых взносов, их аккумуляция, контроль за поступлением и расходованием средств и др.).
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял финансирование выплаты пенсий, а функции по назначению и выплате пенсий выполнялись органами социальной защиты населения.
В связи с этим следует упомянуть Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 1993 г. № 787 «Об управлении пенсионным обеспечением в Российской Федерации», согласно которому вмешательство Пенсионного фонда Российской Федерации и его отделений в оперативную деятельность органов социальной защиты населения и передача ему функций по назначению и выплате пенсий считались недопустимыми.
Вместе с тем имела место ситуация, когда Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял не только финансирование, но также и назначение и выплату государственных пенсий (в рамках единой пенсионной службы). Первоначально единая пенсионная служба в порядке эксперимента в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 6 июля 1992 г. № 3209-1 была создана в Московской области на базе отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Московской области с передачей в его состав подразделений Главного управления социальной защиты населения Московской области и подведомственных ему служб в городах и районах Московской области, занимавшихся назначением (перерасчетом) и выплатой пенсий и пособий. Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 11 мая 1993 г. № 4940-1 результаты эксперимента были одобрены и решено подготовить, в том числе с участием Правительства Российской Федерации, предложения об организации в Российской Федерации единой федеральной службы пенсионного обеспечения и внести их на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации.
Позднее Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» за Пенсионным фондом Российской Федерации были закреплены полномочия по выплате государственных пенсий.
Следует отметить, что данный Указ Президента Российской Федерации являлся предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации и был признан не противоречащим Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25 июня 2001 г. № 9-П по данному вопросу указал на то, что Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий. Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий.
Издание Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 заложило основу для формирования нынешнего статуса Пенсионного фонда Российской Федерации как страховщика по обязательному пенсионному страхованию.
С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация пенсионной реформы. В этих целях был принят ряд законодательных актов, направленных на преобразование пенсионной системы. Данные документы затронули, в том числе, и вопросы статуса Пенсионного фонда Российской Федерации.
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ установил, что Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и определил организационно-правовую форму Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица – «государственное учреждение». Согласно статье 5 Федерального закона ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
При этом Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, действует в части, не противоречащей данному Федеральному закону.
Следует отметить, что наличие централизованной системы является отличительными признаком Пенсионного фонда Российской Федерации по сравнению, например, с системой обязательного медицинского страхования, в которой территориальные фонды обязательного медицинского страхования входят в структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Система Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру:
- центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);
- отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;
- управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).
Руководство Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) осуществляет Правление ПФР, которое также утверждает положения о территориальных органах Фонда, являющихся юридическими лицами.
Ссылки
- Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации
Бюджет ПФ по годам
- БЮДЖЕТ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ (ПФР)
- Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 385-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2020 и 2020 годов»
- Путин утвердил новый трехлетний бюджет Пенсионного фонда РФ
- На заседании Правительства России одобрено исполнение бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2014 год
- Федеральный закон от 19 декабря 2020 г. N 416-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2020 и 2020 годов»
- Президент РФ утвердил бюджет Пенсионного фонда России на 2016 год
- Проект федерального закона № 94798-5 «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2007 год»
Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. |